Полиинформ: Напечатать статью

О народной культуре

Дата: 14.06.2011 21:00

polyn-blog.livejournal.com/7693.html
polyn-blog.livejournal.com/8140.html

Тут сейчас будет много слов и букаф на разные не очень связанные между собой темы, заранее прошу пардону у неокрепших мозгов.

Начнём издалека, неожиданно и внезапно. Все знают про сталинскую индустриализацию, о жертвах репрессий и сломе народного уклада, но мало кто задумывался о том, что история повторяется. До Сталина подобный путь Россия проходила при Петре I. И гонения были не дай боже, и слом уклада, и фактически смена религии, и самое главное, имхо - произошёл первичный отрыв больших народных масс от народной культуры. Именно при Петре началась ориентация на Запад, на Европу - в первую очередь у знати. Так как народ в России был "тёмный и необразованный" (и слава богу), то западно ориентировать весь народ не получилось, зато князья да бояре нарядились в парики и камзолы, и получилось первичное разделение народа на два практически независимых общества - быдло-народ со своими варварскими обычаями, и всю такую белую европейско-ориентированную знать. Именно с тех пор у элиты общества появилась традиция презирать народные обычаи, песни, костюмы - ввиду их низкого положения в обществе; что, в частности, привело к известным событиям 1917-го года.

Потом при Сталине много было наломано дров, особенно на направлении борьбы с религией, но и народной культуре тоже досталось, т.к. многие народные обряды и обычаи православная церковь за прошедшее тысячелетие под себя подгребла. Если бесполезно бороться с теми же колядками - назови их по-другому и облагородь - будут такие же колядки, только поменьше и другие (с). В итоге под запрет религиозных мероприятий попали вполне невинные народные обычаи.

Тем не менее, народная культура пережила и Петра, и Сталина, но самый серьёзный урон ей нанесли два фактора - развитие СМИ, и горбачёвская Перестройка.

Развитие СМИ фактически свело на нет народную культуру в городах, да и в сёлах - позже - тоже. А в ходе Перестройки в обществе учредились уже забытые было петровские представления о народной культуре как о чём-то низкопробном и варварском. И сделано это, сдаётся мне, неспроста.

На самом деле народная культура - это куда больше, чем та "калинка-малинка", как это кажется современному человеку, не обременённому общением со старшим поколением. Это - базис, основа, культурная и моральная среда обитания человека; вековой опыт, накопленный предками и переданный ими потомкам, сиречь нам с вами.

Важно тут также не впадать в благостный пафос и не объявлять себя "хрестовым военством" и единственными носителями истины, дабы не уподобляться сектантам. Нужно чётко понимать роль народной культуры в современном мире, и учиться не консервировать её, а встраивать в нынешнюю жизнь.

Одно из "достижений" Перестройки состоит в том, что у нашего народа (или народов, кому как больше нравится) выбили почву из-под ног, объявив всё то, чем мы жили предыдущие 70 лет, вредным и варварским. Казалось бы - если уж победили реваншисты, то тогда давайте восстанавливать традиции Российской Империи, обращаться к истокам и так далее. Так нет же - общество начали переориентировать на западные ценности, масс-культуру, и ни о каком возврате к народным корням никогда речь не шла. Что как бэ намекает на цели данного процесса.

Даже при Сталине с народной культурой не боролись такими методами. Хотя советская культура во многом отличается от народной, она всё же не противоречит базовым ценностям народной культуры, и поэтому народ её достаточно легко принял, и фактически сейчас она во многом является частью народной культуры.

Народная культура - это некая культурная среда, в которой человек находится с рождения и фактически до смерти. Соответственно она содержит различные жанры и направления, для всех возрастов; при этом она непротиворечива для всех возрастов и родов деятельности. Детские потешки будут не совсем уместны на молодёжном гулянии, воинском празднике или тризне, но тем не менее они не противоречат ничему из перечисленного. Человек естественным образом идёт по жизни, сопровождаемый всеми пластами народного опыта, выбирая нужное для себя, естественным образом перенимая культуру у других людей, в основном старших по возрасту, хотя и не всегда.

У человека, воспитанного на народной культуре, выбить почву из-под ног в перестроечном смысле фактически невозможно, потому что для этого надо разрушить всё его окружение, заставить его разувериться во всех своих учителях одновременно; в отличие от случая с советской культурой, здесь уровень проникновения куда больше; фактически для отрыва от культуры придётся отрекаться от родителей и друзей. Также в народной культуре нет разрыва поколений; хотя от конфликтов отцов и детей никто не застрахован, тем не менее молодёжная культура ни в коей мере не подразумевает противопоставления старшим поколениям; на молодёжных вечорках регулярно появлялись старики и просто старшие люди, и это не было чем-то из ряда вон выходящим.

Народная культура изначально ориентирована на человека, просто по определению - потому что она создана непосредственно этим человеком, им же используется и передаётся следующим поколениям.

И здесь происходит конфликт с современной массовой культурой, которая преследует категорически другие цели, нежели народная. По большому счёту масс-культура не является культурой в полном смысле этого слова; возможно, именно поэтому она так популярна и так сильно поддерживаема соответственным бизнесом - и далее правительствами государств. Для масс-культуры характерен отрыв от предыдущих поколений; на эту тему вообще много можно написать. В условиях культуры потребления наиболее выгодно постоянное производство новой продукции, неважно какого качества - лишь бы пипл хавал. В итоге в обществе (в основном в молодёжной среде) сформирован культ песен-однодневок; если это модно, то будут слушать и делать такую ерунду, о чём сами лет через 5 будут поражаться - ну надо же, я с крыш прыгал и кислоту слушал? А на этом большие дяди делают большие деньги. Отсюда не очень утешительный вывод для несовершеннолетних - когда вас уверяют из телевизора, что делая вот это и вот это, вы становитесь охренительными уникальными личностями, вас сознательно доят, как лохов.

Фактически уже назвал основного противника народной культуры - это культура общества потребления. В народной культуре, которая переживала за свою историю всевозможные катаклизмы и войны, сформирован культ бережливости - вспомните хотя бы советское "хлеба к обеду в меру бери", и бабушкины наставления "не выбрасывай крошки!". С такой культурой ненужного барахла лохам не впаришь - значит, для массового бизнеса нужно эту культуру сломать. Бизнесу-то человек не важен, ему важна прибыль, сиречь деньги.

Создание специальной "молодёжной" культуры тоже несёт в себе разрушительные черты, видимые невооружённым глазом. У людей без базиса, без культуры в широком смысле этого слова, в башке возникает некий вакуум, который эта самая молодёжная культура и заполняет. В итоге эта молодёжь легким движением руки кукловодов отправляется в нужную сторону - в магазины за новым сноубордом или новом мега-диском очередной мега-группы. В народной культуре все игры и забавы были ориентированы на развитие тела и личности, а современные забавы молодёжи отдают каким-то суицидом - см. переход звукового барьера. Вопрос - кому и зачем надо гробить нашу молодёжь, объявляется открытым.

Распространение народной культуры по просторам нашей необъятной Родины привело к уникальному эффекту, имхо нигде более в мире не встречающемуся - от Бреста до Магадана простые люди говорят на одном и том же языке. Практически невозможно по акценту отличить жителя Вологды от жителя Хабаровского края; хотя есть разновидности акцента у поморов и волжан. И это не дело рук советской системы образования или СМИ - в обособленных сообществах типа староверческих скитов тоже говорят на том же языке, хотя, возможно, с бОльшим количеством старорусских оборотов. Сказывается передача традиций от старших поколений, без какой-либо суровой самодеятельности. В то же время в какой-нибудь Германии или Франции куча акцентов и разновидностей языка; на территории размером с нашу Новосибирскую область. И эти люди учат нас культуре?

Теперь, наконец, можно поговорить про музыку. Нас с петровских времён учат, что у нас пьяные медведы играют на балалайках, а вот в Европе всё чинно-благородно, вот там культура это да, и музыка там просто замечательная, и сложная и всё такое. При этом как-то забывается, что под музыкой "там" подразумевается авторская музыка, рассчитанная на громкий эффект, и исполненная специально обученными дятлами музыкантами; а под музыкой "тут" - любительское исполнение (ещё и зачастую в пьяном виде) народных песен. Налицо полная подмена понятий.

Во-первых, если уж сравнивать нашу народную культуру, то давайте уж с равным соперником - народной культурой Европы. Боюсь, что тут будет игра в одни ворота - ни в какой другой культуре такого многоголосья и разнообразия вы не найдёте. Можно пободаться с грузинами - у них в плане многоголосья всё хорошо, но это фактически одна манера исполнения - услышав одну грузинскую песню, считай, что слышал все. Тогда как в русской культуре как минимум есть центрально-русская пронзительная манера, похожая на украинскую казачья песня юга России, северное фальцетное пение, ну и наша любимая забайкальская полифония. Это как минимум; наверняка специалисты найдут ещё массу стилей. Уж кому-кому, а не Европе тягаться с нами в плане народной культуры - у них индустриализация и урбанизация прошли уже очень давно, и от традиционного уклада ничего не осталось.

Что касается сравнения с классической и массовой культурой, то здесь всё немного сложнее. Эти культуры рассчитаны на эффект воздействия на зрителей, и тут с ними сложно поспорить. Народная культура выигрывает только в ближнем бою - на уровне живой музыки. Когда традиционная песня выходит на сцену, она фактически теряет свою основу - связь с народом, и начинает проигрывать в самом начале, по сравнению с изначально сценическим творчеством; хотя тут смотря как её исполнять. Зато спустившись со сцены, она не оставляет противнику шансов - за кулисами, в холлах, просто где-нибудь на улице.

У подлинно народной культуры есть суровый бонус перед практически любой другой - ей не нужны залы, инструменты, минусовки, настройка звука и так далее. Где стоишь - там тебе и сцена. Нам-то это хорошо знакомо с детства, но вот некоторым профессиональным музыкантам это рвёт шаблоны напрочь.

К сожалению, существует разновидность масс-культуры, мимикрирующая под народную, и отрывающая свою часть электората от народа (см. МКАДышева). Таким деятелям мы совсем не товарищи. Можно подробно развернуть тему, почему и зачем это так получилось, но это получится борьба большевиков с меньшевиками; эх, всё-таки не удержался и развернул тему.

Иногда против народной культуры выдвигают обвинения в закорузлости и устарелости; что нынче в современном виде надо уже другие песни, "это вам не тили-тили" и всё такое. Но тогда давайте у человека руки-ноги отрывать и заменять какими-нибудь реактивными двигателями - что это прогресс идёт, а человек на месте стоит, даёшь повышение производительности труда и всё такое. Основы человеческой жизни не меняются вне зависимости от контекста; дети рождаются ровно такими же, как и 100 лет назад, солнце всё так же встаёт и садится, зима наступает и так далее и тому подобное.

Над народной культурой можно возводить другие конструкции, но всегда следует опираться на что-то. Дерево без корней не растёт. Никто не призывает запираться в рамках прошлого, но без него вся конструкция будущего может завалиться. Человек представляет из себя сумму воспоминаний и суждений на их основе, а почему общество должно быть устроено по-другому? Потому что бабки?

Не стоит противопоставлять народную культуру какой-то другой музыке; надо брать ширше, "воевать" с массовой культурой в целом. А музыка и направления сами по себе особо не вредят. Рок и джаз произрастают тоже из народной культуры - только негритянской; к нынешнему моменту, конечно, там всё на десять раз переродилось и пробу уже взять негде, а главное - всё в механизм превратилось по вбиванию человека в каменный век; но тем не менее это - параллельная ветка музыки, с которой можно сосуществовать и даже сотрудничать.

В заключении надо по идее что-то такое благостное написать, да что-то ничего не придумывается. Чтобы оставаться русскими людьми, надо жить в согласии со своим народом, не деля его на чёрных, белых, красных, оглядываться на старших, ну и хорошо бы, конечно, самому исполнять что-нибудь, хотя в общем-то, это и не обязательно.


Всё-таки не удержался от соблазна развернуть тему борьбы с еретиками из статьи о народной культуре. Тут могут встретиться обидные слова, так что "народникам" заранее прошу подготовиться.

При словах "народная песня" у подавляющего большинства народонаселения в сознании возникает не бабушкина песня, а какой-нибудь пресветлый облик Кадышевой. Почему так получилось, и как с этим бороться - в этой статье.

Чем отличается народная песня от не-народной, в нашем понимании этого слова? У подлинно народной песни утеряно авторство, она существует сама по себе, передаваемая из поколения в поколение. Этим она отличается от авторской, у которой существует оригинал, и всё остальное можно с ним сравнивать.

Безусловно, авторская песня бывает не хуже народной, а местами таки даже и лучше, но давайте тогда не будем мешать мух с котлетами, и не будем называть русско-народными песнями то, что ими не является.

На мой взгляд, существуют следующие типы "псевдо-народных" исполнителей:

1) Изначально коммерческий проект, ориентированный на получение прибыли. См. Кадышева, Заволокины итд. По сути является разновидностью масс-культуры, использующей русско-народный антураж для привлечения соответственного электората.

2) Коллективы, искренне считающие авторскую песню подлинной народной, ничего другого толком не знающие. Иногда не могут освоить народный репертуар не только потому, что нет материала, но и зачастую потому, что это сложно.

3) Коллективы, знакомые с традицией, но предпочитающие исполнять авторскую музыку, потому что это проще для сценического исполнения. Экспедиционный материал штудировать не надо, учить много не надо, глотки драть без сопровождения также не надо.

4) Самая редкая разновидность псевдо-народников - сектанты. Они могут исполнять даже подлинно народные песни так, что чёрт ногу сломит - а всё потому, что только они истинно знают, как надо их петь.

Вариант №1 не рассматриваем, это заведомо чуждые элементы и коллаборационисты.

К сожалению, большинство самых старых фольклористов-исполнителей постепенно сползает от народной песни к варианту №3. Авторская песня действительно много проще в освоении и исполнении, чем подлинно народная, а также она понятнее зрителю. И если заниматься концертной деятельностью более-менее профессионально, часто выступать, то, конечно, начинаешь искать пути упрощения собственной жизни.

Существуют профессиональные коллективы, которые могут зажечь и народную музыку - например, наши друзья "Скоморохи" из Кузбасса. Но на сцену они выносят только "ух-ты" да "калинку-малинку"; так что варианта 1 и 3 иногда могут сливаться.

А иногда бывает, что сливаются варианты 1 и 4. Помнится, встречались мы с Геннадием Заволокиным в 88-м году в Сростках, и он нас учил жизни - что поём мы неправильно, что зрители это не поймут, а петь надо вот так и вот так... что это, как не сектантство.

Вариант №2 самый безобидный и перспективный - возможно, с помощью познания дао и раскрытия чакр такие коллективы смогут образумиться и освоить настоящее народное творчество.

Правда, по собственным наблюдениям, надежды на все эти варианты, как правило, мало. Основу настоящих подлинных фольклористов составляют люди, с дедства-молодости занимающиеся этнографией, и скорее наблюдается обратный эффект, когда люди уходят от традиции в сторону авторской песни, чем наоборот. Я вот что-то таких метаморфоз вообще не припомню; тогда как целые коллективы уходят в ересь калинки-малинки, и это видно невооружённым глазом.

Непосвящённый человек может спросонок и не понять, а чем же таким плоха авторская песня по сравнению с традицией/этнографией/аутентикой. Да в общем-то она была бы и не плоха, если бы не маскировалась под традицию. Поёшь авторскую песню - зачем называть её народной, зачем обувать эти кокошники и шаровары? В итоге у людей каша в голове.

Как тут у нас кое-кто верно говорил, традиционная песня апеллирует даже не к чувствам человека, а к его примитивам, к животным корням его. Многие иностранцы и вообще непричастные люди удивлялись, как могут народные исполнители зажечься сами и зажечь всех присутствующих буквально на двух-трёх нотах. Такого достичь можно только при личном контакте и сопереживании, вживую; и, естесно, это тяжело, поэтому промышленного производства музыкальной продукции не получится. Что способствует сползанию коллективов в "народничество" имени "шумел камыш".

Авторская песня в этом плане ближе к бардовской; она апеллирует к высшей мозговой активности. И это с одной стороны хорошо - люди как бы приподнимаются над бытом, прикасаются к чему-то высокому. Это я имею в виду лучшие авторские песни, естесно. Тем не менее - под этими песнями должен быть базис, на высшей активности долго не просуществуешь, детей на ней не воспитаешь. Без базиса зрители выйдут с такого концерта, включат Верку-Сердючку или "Владимирский централ" и поедут домой, так ничего толком и не узнав и не запомнив.

То есть пользы от такой песни в общем-то немного; если только где-то по деревням ездить с концертами, где слаще морковки ничего не едали и круче "Голуби летят над нашей зоной" не слыхали (это был сарказм). "Народное" исполнение авторских песен всегда будет вторично по сравнению с массовой культурой, и сознательно уходить в эту область - значить смириться с собственной второсортностью, такое моё мнение.

А вред от такой деятельности в общем-то очевиден. У людей-зрителей оформляется отношение к народной культуре в целом неправильное. Если бард выходит и поёт со сцены в свитере - он хотя бы представляет сам себя. А когда "народный" коллектив поёт фактически ту же песню, только под гармошку - зрители думают, что это народная песня и вот такое оно, русское народное творчество.

Иногда, но бывает, "народные" коллективы выступают акапелла, но их сильно выдаёт постановка голоса. Поют таким круглым академическим голосом; и зачем тогда одеваться в кокошники и называться народным коллективом? Одевайте обычные академические хоровые костюмы, и пойте на здоровье; зачем мешать одно с другим? Вредительство одно.

Но в подавляющем большинстве случаев "народники" выступают под гармошку/баян/контр-балалайку итд, доходит дело и до электронных инструментов. Тут возникает уже творческий вопрос - зачем подставлять костыли под голоса-то? Самим слабо?

Гармошка и баян - неплохой инструмент для соло-исполнителей; ну 2-3 человека ещё тоже более-менее можно слушать тоже. Когда не хватает голосов, чтобы вести все партии, можно привалить недостающие голоса костылём инструмента. Но когда выходит целый хор и начинает горланить под баян, возникает вопрос - а можно как-то вас разделить? Или уж баян играет, или хор поёт, а вместе каша какая-то выходит, и слушать это невозможно.

Инструмент, конечно, задаёт тональность и ритм, но при этом он существенно ограничивает пространство манёвра голосом, и по сути замыкает взаимодействие певцов на себя - не надо слушать друг друга, надо слушать гармошку. Это уже какая-то профанация получается, а не пение.

Если послушать народных исполнителей, у них по ходу песен регулярно меняется темп и даже тональность. И речь идёт не только о "сырых" экспедиционных записях; если взять известный диск квартета семейских, там тоже сплошь и рядом смена тональностей - причём не в профессиональном варианте "вот тут модуляция", а как-то так естественно по ходу песни, незаметно для слушателя. Такое под гармошку не сделать.

В заключение хочется привести неожиданный пример. Пару-тройку лет назад к нам в Академ приезжал ансамбль Дмитрия Покровского, с которого мы во многом брали пример в начале нашего пути. Они до сих пор держат марку, не уходят в народничество, гнут свою линию. Но видно - люди смертельно устали от всего этого; уже больше 30 лет на сцене всё-таки; и нет того восторга от их выступления, не передаётся то настроение, что было раньше.

А всё почему? Плохо сочетаются традиционная песня и профессиональная концертная деятельность, даже у мега-зубров. Это должен быть образ жизни, как-то так

Выхристюк Тарас Александрович.

Полиинформ
https://poliinform.ru