Полиинформ: Напечатать статью

Фестиваль национальных культур - послевкусие

Дата: 02.06.2015 09:38

В блоге Полыни уже поднимал тему народничества, но в воскресенье пришлось нам выступать на фестивале Национальных Культур, проводимом нашим областным комитетом по культуре, где эта тема восстала в полный рост снова.

Заранее было понятно, что мероприятие будет заорганизованное, мы такие стараемся обходить; но туда собирались приехать наши друзья "Скоморохи" из Прокопьевска, да и РДНТ "КрАсота" надо было прикрыть.

Уже подходя к ДМ "Юность", где проходил заключительный концерт, пришлось насторожиться. На улице происходило что-то нездоровое - участники фестиваля репетировали "пролог" концерта под руководством какой-то тётечки - видимо, из управления культуры.


Участники фестиваля репетируют пролог концерта

Тут сразу следует сделать лирическое отступление. В бытность нашу детьми мы регулярно попадали на подобные массовки. Лично мне больше всего запомнились разнообразные флаговые шествия в Артеке (1987-й год), и многочасовую репетицию совместно с какими-то бабушками на фестивале в Москве (1988-9 год). Но во-первых, всё-таки тогда мы были детьми, и потусоваться было не в лом, а во-вторых, после подобных извращений на итоговое представление смотрели сотни людей, ещё и по ТВ показывали.

А вот этот "пролог", кроме участников, посмотрело десятка два зрителей, плюс несколько чиновников управления культуры. Вопрос - что это было, и как можно назвать полуторачасовое измывательство над людьми, чтобы вышло прилично?

Затем собственно о концерте. Первое, что бросалось в глаза - коллективы не представлялись. Так как уже видно из названия, на фестивале присутствовали различные национальности, было решительно непонятно, про какую речь идёт в данный момент. Просто выходит на сцену кто-то и молча начинает петь или танцевать - поди разбери, какую народность они представляют.

За сценой висели программы с указанием национальностей, так что мы-то были в курсе, но у зрителей таких возможностей не было.

Сбоку от сцены стоял проектор, на котором показывалось название и титул коллектива, но про национальность там не было сказано ничего; как можно вывести национальную принадлежность из названия типа "Колыванские просторы"? А большинство коллективов именно так нейтрально и называлось.

Как в последнее время принято, между коллективами ставились разнообразные псевдо-народные музыкальные отбивки, звучащие диссонансно с выступлениями многих коллективов, и сбивающие с тональности и настроя. Всё для людей, как обычно.

Но самое главное - какое отношение имело большинство выступающих к национальным культурам? Не могу сказать за культуры, которые не знаю - телеутов из Белово и адыгов из Искитима - в принципе они-то как раз выглядели интересно, хотя и не совсем аутентично местами; но представление родных славянских культур - это было что-то с чем-то. Подавляющее большинство русских/украинцев/белорусов выглядело как хор одинаково одетых тёток, поющих под баян (а местами - тупо под фанеру) песни разнообразных авторов. Исключения были - например, украинских коллектив с бандурами - но в основном именно так всё и выглядело.

Как-то так получается, что нашим народам навязывают какое-то непонятное видение национальной культуры, причём целенаправленно сверху. Не знаю уж, сознательно ли это делается или по неведению, но тенденция очень нехорошая.

Не совсем понимаю, какое вообще право имеют все эти люди говорить про русскую (и какую угодно другую) народную культуру, исполняя непонятно какие песни и одевая непонятно какие костюмы. Давайте завтра на сцену выйдет, ну не знаю, Дима Билан в косоворотке и начнёт петь свои песни под баян - это тоже будет русская народная культура? А почему нет, ведь и те и те сочинены недавно, и там и там одинаковые инструменты, только в одном случае про берёзки и нещастную любовЪ, а в другом про девочек и клубы. По-моему, товарищи типа Летова, Цоя, Макаревича итд даже больше прав имеют - как-никак, их песни реально знает весь народ, а косоворотку напялить дело несложное.

В оконцовке концерта специально обученные люди спели опять-таки авторскую песню про единение национальных культур, и часть коллективов показала выстроенный наподобие пролога финал концерта - его, правда, хотя бы зрители увидели.


Константин Гилёв АКА Голубев поёт финальную песню фестиваля

В общем и целом, от фестиваля осталось очень тяжёлое впечатление - лично у меня по крайней мере.

Полиинформ
https://poliinform.ru