Полиинформ: Напечатать статью

Про потребление и перепроизводство "культуры"

Дата: 19.01.2017 19:15

Тарас Выхристюк всю свою жизнь объясняет правильную традиционную культуру, плюс сам выступает на практике, культуру в массы несёт: http://xommep.livejournal.com/tag/"Полынь"

Почему постоянный рост числа культ-работников и культурных мероприятий не приводит к росту культурного уровня населения? В очередной раз напомню – в обществе начисто перепутаны понятия «культура» и «искусство»; в общем-то они должны быть взаимосвязаны, но сейчас верхняя часть «культуры» – искусство – занята, как и все, заработком бабла, то есть переродилась в банальное ремесло, вроде торговли или там починки электрики. Всё, как обычно, от смыслов – если целью «культуры» является не просвещение, образование и воспитание населения, а развлечение масс и рубка денег, то искусство перестаёт нести культурную функцию и становится шутовством и инструментом манипуляции общественным настроением.

Наткнулся во френд-ленте на очередное прекрасное - статью про Пугачёву как признак вырождения советской империи; в целом не могу не согласиться, говорю примерно про то же самое; как только СССР смыслово перепрошили с построения Светлого Будущего на гонку с Америкой, так сразу понадобились и соответствующие «звёзды», и заместо Бернеса с Утёсовым по сцене заскакали арлекины типа Пугачёвой или Леонтьева. Да, не вся эстрада сразу стала такая, но тут коготок увяз – всей птичке пропасть; не-отрицание Зла приводит к его, Зла, принятию, и пошло-поехало; со «звёздами» отечественной эстрады и «культуры» в одном поле присесть-то стыдно.

Именно поэтому не считаю нарастание количества «культурных мероприятий» в современном мире чем-то положительным, скорее даже наоборот – в подавляющем большинстве своём это акты информационной агрессии против обывателя, поскольку с его, обывательской, точки зрения, что Пугачёва, что тот же погибший недавно ансамбль Александрова - это один хрен пение ртом, и у Пугачёвой зачастую поинтереснее будет. Я уж молчу про «свою» этнографию – попытки возродить народную культуру разбиваются о непонимание граждан – ведь эстрадные певички и танцовщицы жгут куда как бойчее, а тут то нельзя, сё нельзя – какое-то мракобесие, а не «культура»...

В традиционном обществе культ-работников всегда было мало, из-за низкой производительности труда их просто было не прокормить в большом количестве, и поэтому любое «культурное» представление было событием – хотя за культуру тогда отвечали скорее религиозные институты. В советское время религию задвинули, вместо этого подняли идеологическую работу – в том числе через ту самую культуру, которую приходилось лепить буквально на лету; это нам досталось советское наследство, а у Советов наследие было сплошь буржуазным, и на культурное окормление подходило мало (хотя лучшие произведения классиков были приняты в культурную жизнь в годы самого лютого культурного террора). Разумеется, не обошлось и без перегибов и без откровенного уродства – скажем, современная «русско-народная» культура суть продукт тех времён, когда надо было срочно чем-то заменить буржуазную культуру, и это аукается до сих пор.

Когда мы начинали проводить свои фестивали, в середине 1980-х, народ на них валил такими толпами, которые сейчас и представить сложно – иногда по несколько концертов в день было, и почти всегда набивался почти полный зал Дома Учёных, самый большой в Академе. Прошли годы, уровень участников с тех пор объективно вырос, их количество и разнообразие также выросло, а вот зритель на подобные мероприятия ходить стал в разы меньше, даже забесплатно, как в этом году - потому что общее число «культурных» мероприятий в районе выросло на порядок-другой, выросла конкуренция – и в итоге зритель скорее пойдёт на условную Пугачёву задорого, чем на фестиваль забесплатно – потому что там смешнее, и уровень шоу куда выше. А культура ведь совсем не про шоу, но кого это парит.

Одним из своих учителей народной культуры в целом считаю Дмитрия Покровского, на чьи концерт родители водили меня ещё в детском возрасте – его концерты больше походили на лекции, чем на представления, и тем не менее всё смотрелось на одном дыхании; во многом с его подачи всегда рассматриваю культ-работников именно как просветителей, а не как шутов. Тем не менее, в конкурентной борьбе за внимание зрителя шуты выигрывают, как клоун неизбежно выигрывает внимание у лектора.

Фото-раритет: Дмитрий Покровский с новосибирскими фольклористами: Вячеславом Асановым, Оксаной Ильиничной Выхристюк и гармонистами Арсением Павловичем Шлюбченко и Геннадием Фёдоровичем (фамилию запамятовал, но вспомню). Середина 1980-х.

И здесь проблема как раз в том, что перепутаны смыслы и определения – «культурную» поляну нонче занимают пассажиры и пельмени, не имеющие к культуре никакого отношения. Да что говорить – целое Министерство Культуры занимается примерно тем же: заработком денег на населении и проведением мероприятий «для галочки»; вон, недавнее кино «Викинг» не даст соврать, а также «исторические» сериалы «Стена» и «Софья». Не могу сказать, что Минкульт занят исключительно сатанизмом – те же «28 панфиловцев» сняты с его помощью, да и культ-работа на местах во многом происходит при его поддержке; но всё, как я и говорил выше – нет понимания, что есть Добро, а что Зло, и поэтому деньги вливаются и туда и сюда; причём, как нетрудно видеть, в основном именно «туда», прямиком во Ад.

Тут, к сожалению, нет хорошего выхода, как и в целом у всей нашей экономики и даже жизни в целом – тут всю систему менять надо. (с) Как НКО начали помечать «иноземными агентами», так и культ-работников пора уже помечать подобными знаками: отметился в роли клоуна, получи соответствующее клеймо, и в культурное пространство больше не ходи. Не говорю, что клоунов надо запрещать – но их место в цирке, а в просветительско-культурном пространстве от них один вред. Вот и надо огораживать цирк и доводить до людей, что это именно цирк, и никакого отношения к культуре ЭТО не имеет.

Ситуация, когда любой певец ртом или танцор пятой точкой воспринимается обществом за «культурного человека», а режиссёры и сценаристы класса Кости Райкина, изрыгающие на простой советский народ продукцию класса кино «Викинг», на полном серьёзе считают себя совестью нации, не-нормальна и ни к чему хорошему не приведёт, кроме как к мировой революции. Хотите опять по-плохому, как говорил в своей эмоциональной рецензии на «Викинг» Денис Селезнёв из ДНР?.. Чем больше мы будем относиться к культуре как к тупому развлечению стада, тем ближе новый 17-й год.

Не сказать, чтобы я был бы против Мировой Революции, но это означает, что куча народу умоется кровью, а это не сказать, чтобы было хорошо. Должен же быть у Общества какой-то инстинкт самосохранения уже? Сколько можно называть чёрное белым, а шутов и паяцев – культурными людьми.

Апдейт: знаменитая питерская "Братина" снова осталась «на улице» и ищет помощи:

Братина в Луганске – YouTube – 27 окт. 2014 г.

Вот такие вот особенности отечественной культуры.


Показал, почему обилие культ-работников не приводит к повышению культурного уровня со стороны культуры, теперь – с обратной стороны.

Постоянно говорю, что Человечество деградирует практически по всем направлениям – прогресс Айфонов не может заменить деградацию социальных структур и самого Человека, как личности. Научно-технический прогресс объявил сам себя самоцелью, а какая-то там биомасса – это кто вообще?… Нам предлагается потреблять продукцию НТП по всё большей и большей цене, и считать это за Прогресс, хотя прогрессом Общества и Человека это очевидным образом не является – Человечество всё больше превращается в обезьяну с гранатой, с каждым нарощенным мегагерцем и каждым деградировавшим и спившимся человечком. И одна из основных причин этой деградации Человечков – сбитые смыслы в культуре; том самом Сознании, которое определяется Бытием.

Мировой кризис гуляет по планете; я это ощущаю буквально, по количеству собственных командировок – в 2016-м фактически никуда не ездил, хотя несколькими годами ранее буквально дома не появлялся; нет денег в промышленности, несмотря ни на какие «импортозамещения». Однако до сих пор растут торговые комплексы – как будто кому-то не хватало уже настроенных ранее – и всякого рода развлекательные объекты; кинотеатры, кабаки с ресторанами и прочая. Людям необходимо развлекаться, вот эту потребность всячески и пытаются закрыть – от кабаков класса «рыгаловка» до изготовления «киношедевров» типа «Викинг». И некому вопросить «а зачем вы это делаете?» – раз народ просит, то надо исполнять.

Как-то так неожиданно получилось, что любое мероприятие, связанно с музыкой или танцами, рассматривается как «культурное». Даже сугубо развлекательная клоунада, в которой нет ничего плохого, как и в развлечениях в целом; но зачем называть вещи не своими именами? Це ж банальное враньё. Сходить послушать концерт – это мы считаем за культуру. А там нам показывают или арлекинов класса Пугачёвой (точнее, крайне бледного подобия «примадонны» отечественного вырождения), или кривляющихся фигляров из КВНа, либо просто какие-то наигрыши и танцульки. Чему это всё учит и как это развивает публику?… А без этих вопросов ни о какой культуре речи вести и не надо - культура это возделывание, образование, развитие. А хрю-му в микрофон – это развлечение и выпуск энергии масс в свисток.

По идее чем больше человек приобщается к культуре, тем он больше социализируется, тем больше понимает общие для всех социальные процессы; не говоря уж за саморазвитие. И современная «культура» работает так же – чем больше мы слушаем творения класса «хоп-мусорок» или «в питере пить», тем мы становимся бОльшими и лучшими членами общества, исповедующего ценности класса «хоп-мусорок». Чем больше из динамиков звучит шансона, тем глубже в общество проникает эта, с позволения сказать, культура; тем больше в ней влияние Михаила Круга или Шуфутинского, и, соответственно, меньше влияния Пушкина и Лермонтова – потому что это несколько разные и противоположные пласты культуры.

С классиками вообще всё сложно. Часто вижу ситуации «смотрим в книгу, видим фигу» – современная культура не в состоянии донести до граждан, денно и нощно окучиваемых условным «Владимирским централом», мысли Некрасова и Достоевского, и ей приходится применять «современные прочтения» – сиречь выпускать версии «для тупых». Литература и театр требуют от зрителей умения погружаться в некую виртуальность (да-да, театр – это первая виртуальная реальность), причём чем «навороченнее» произведение, тем больше нужно усилий, чтобы понимать, что вообще происходит – нужно понимать традиции и реалии описываемой «вселенной», то описываемого окружения. С точки зрения культуры без кавычек это хорошо – без труда не вытащишь и рыбку из пруда; no pain, no gain. Но если подходить к вопросу с точки зрения извлечения бабла, то, разумеется, все эти входные пороги и усилия зрителей надо уменьшать вплоть до нуля – зрители должны потреблять готовый «контент» без остановки, иначе набегут конкуренты. Нетрудно понять, почему пердильный юмор заруливает любую классику. И культура «цивилизованного» общества начинает напоминать стих о Содоме и Гоморре.

Есть также разновидность современной «культуры», которая всё же подразумевает входные пороги – это так называемая «элитарная культура», которая намеренно создаётся так, чтобы простому гражданину имени шансона было непонятно, что это вообще за хрень. Это опять же культура в кавычках, ибо усилия предлагается прикладывать не для саморазвития, не для той же социализации, а для того, чтобы понять, «что же хотел сказать творец»; причём у каждого ответ может быть свой. Безответственность от культуры, как она есть. Помните, в «о чём говорят мужчины» – Энди Ворхол, "что ж ты вьёшься над моею головой" – это примерно оно.

В итоге получается, что от потребления «культуры» Человечку лучше-то не становится – он не становится умнее, чище, образованнее. Даже доскональное знание творчества «звёздочек» обесценивается через полгода-года – ведь в моду входят всё новые и новые стили и веяния; и толку, что ты наконец понял, о чём говорится в таком-то акте любимой пьесы, нет никакого – это всё равно давно старьё и дно.

Фактически мы имеем дело с полноценной деградацией культуры общества до уровня развлечений, то есть социальной манипуляции для достижения кратковременного состояния счастья. Послушал любимого артиста/посмотрел (кино) картину; и уже через 10 минут забыл, про что была речь, и снова идёшь в родную рыгаловку слушать фоном шансон. Да, культура – это всегда манипуляция сознанием, но манипуляция бывает с разным знаком – и с плюсом, и с минусом. Либерализму с его безудержной «свободой» один хрен, что ломать, что строить, так что для него и то и другое – равнозначные величины; а образовывать-то куда сложнее, чем развлекать. Вот и накручивается спираль бессмысленности – культура зверит и скотинит Общество, и оно требует себе новых и новых развлечений, бессмысленных и беспощадных – а в итоге оно само уже не может справиться с вызовами времени, поскольку ответом на проблемы привыкло считать этот самый симулякр счастья в виде псевдо-культурки. Культура отдыха – это тоже культура, знаете ли.

Вместо того, чтобы решать собственные проблемы, мы замазываем их псевдо-культурой – это какая-то разновидность социального наркотика получается, новый «опиум для народа». Послушал новый альбом «Метелицы» – и отпустило, и уже не так обидно, что зарплаты падают, а цены растут. Я уж не говорю про массовый психоз имени «Щеневмерлы» – это манипуляция культурой целой страны. И мы к тому же придём, если будем продолжать относиться к культуре как к чему-то ерундовому и предназначенному для развлечения биомассы.

Понимаю, что измерять всё в бабле проще и удобнее. Но во все времена культура была делом расходным, а не доходным; цели были совсем в другом. Упадок Общества начинается не с экономики, а с культуры, и восстановление, считаю, тоже должно начинаться отсюда. Ибо иначе спираль деградации не разорвать.

Полиинформ
https://poliinform.ru